Рано утром Кнрибаева будит староста: — Пора на сходку. Постаралась старуха поскорей освободиться от незваных гостей. Чуть свет заставила сына собрать сходку. В просторной избе, которую снимают под сборню, уже начали собираться. Все больше средний возраст. Стариков не видно. Разговаривают, шутят. Исподтишка наблюдают за «вучителем», который примостился с боку стола и говорит с соседями о школе. «Вучителю» толпа тоже кажется непривычной. Странно, что не видно ни одной цыгарки, непривычно обращение друг с другом на вы и какие-то удивительные имена: Ивка Парфентьевич, Панаска Макарьевич, Омелька Саватьевич. Каждый вновь пришедший на минуту окаменевает, уставившись на образа. Отчетливо слышно, как стучат костяшки пальцев в лоб. Резко отмахиваются три поясных поклона. Так же резко три поклона по сторонам. И только после этого пришедший сбрасывает окаменелость и становится обыкновенным живым человеком. Из-за занавески от печи идет к двери высокая женщина с огромным животом. Кто-то спрашивает, указывая глазами на живот: — Вустька, кто же вам позычил такое? — Позычите вы, кобели иродовы! — огрызается солдатка. — Сиротьско дело — пекутся, — хохочут мужики. Изба наполняется. Становится тесно. Острым стал запах свежевыделанных овчин. Открывается сходка. Кирибаев, под влиянием вчерашней встречи со старухой, начинает доказывать, что надо записывать в школу мальчиков и девочек. — Та мы ж давно желаем. Третий год просим. Все готово. Вучителя не едуть. — Боятся, знать, наших баб, — шутят из толпы. — Мальцов и девок запишем. Хоть сейчас. — Девок на што? Не порховища у школе, — пробует кто-то возражать. Но его успокаивают. — А вы не пишите, коли не хотите. — Ну, а вучилище где будеть? — спрашивает староста. — Та где же говорено — у Костьки Антипьевича. Самое у него вучилище и квартира вучителю будеть. Названный Костькой, высокий крестьянин с бельмом на левом глазу, считает нужным оговориться: — Можеть, кто другой желаеть? — Кто ж пожелаеть, коли у вас дом у селе большейший. Дальше условливаются, когда привезти школьную мебель, которая сделана еще до революции и стоит по домам. Выбирают попечителя, черного верзилу, с которым разговаривал Кирибаев перед сходкой. Со схода Кирибаев пошел осматривать школьное помещение. Кроме хозяина арендованного под школу дома, с ним пошли вновь избранный попечитель и староста. Дом оказался просторным, с блестящими, как лакированные, стенами из кедрового леса. Для класса назначалась угловая комната с большой печью — «щитом», по местному говору. Рядом маленькая комната для «вучителя». Через теплый коридор жилая изба хозяина. В семье нет старух. Не так заметно враждебное отношение к чужаку. Женщины только следят, как бы он не «обмиршил» что-нибудь. Слежку, однако, стараются сделать незаметной. Когда Кирибаев подошел к кадке напиться, хозяйка поспешно ухватила лежавший тут ковш и захлопотала. — Так я же вам налью у бляшку. Одна из дочерей услужливо подала ей с полки стоящую отдельно от другой посуды эмалированную кружку — «мирской сосуд», как видно. Кружку с водой Кирибаеву, однако, не отдают в руки, а ставят на стол. Учитель чуть заметно улыбается, но хозяин, видимо, понимает и виновато объясняет: — Попа боятся. — Так як же, батя, не бояться, коли воны поклоны дають, — говорит одна из дочерей. — И помногу? — спрашивает Кирибаев. — Та пятьсот, — вздыхает девица. — За что же так много? — По грехам это, — вмешивается мать. — Кому и меньше. Танцують воны, поють, поп и началит, — поясняет она, указывая на улыбающихся «грешниц». Видно, все-таки, что к поповскому началению относятся здесь не очень строго. Договорившись о плате за квартиру и стол, Кирибаев идет в свою клетушку, где уж дрожит и гудит теплуха, набитая кедрачом. — В баню бы теперь, — говорит Кирибаев. — Я ж велел девкам вытопить. Скоро сготовять, — отвечает хозяин. Потом кричит в избу. — Келька, бежите до Андрейка. Можеть, воны с нами пойдуть. Староста суетится, предлагает сбегать за дорожным мешком Кирибаева. Попечитель школы остается, он собирается тоже итти в баню. — Полечим вас, восподин вучитель, — улыбается он. — По-нашему. Докторов здесь нема, а вон какие здоровые, — указывает он на себя и хозяина. Оба заливисто хохочут своему огромному телу и крепкому здоровью. Пришел третий, которому в дверях тесно. Это брат хозяина Андрей — лучший медвежатник и ложечник в селе. Веселый человек, который начинает знакомство вопросом: — Может, у вас покурить есть, восподин вучитель? Для Кирибаева это больной вопрос. Третий день уже он не курит. Дорогой купить было негде, а в Бергуле достать оказалось невозможным. Узнав, что табаку нет, Андрей оживленно говорит. — Так я же свой принесу. Изрубим здесь. Он поспешно уходит и скоро возвращается со свертком каких-то половиков. В свертке мокрая махорка. Ее сушат над теплухой. Рубят топором, и все четверо начинают жадно курить. Шутят. — Теперь к вучителю заневоль побежишь. Досыть покурим. Хо-хо! — Бабам недоступно… попу ходу нет… Которая-то из девиц кричит через дверь: — Батя, байня сготовлена. Кирибаев надевает свою нижнюю шубейку. Хозяин берет и верхний тулуп. — Тоже погреть надо с дороги, — поясняет он. Через просторный скотный двор проходят на берег Тары к низенькой толстостенной постройке. Правый берег Тары сплошь зарос кустарником. Из-за него видно все то же смешанное редколесье — урман. Попечитель указывает рукой на восток. — Так пойдешь — у Томск выбегишь. Триста верст. — Там вон (северо-запад) Киштовка будеть, Ича. Остяцкое. — Ежели прямо — ни одного жила не будеть. — По край свету живем, — хохочет Андрей. Просторная баня топится по-черному. Едкий дым лезет в глаза. Усиливается кашель. — Без слезы не байня, — шутят бергульцы. Задыхаясь от дыма, «вучитель» все-таки лезет на полок. Попечитель школы усердно нахлестывает изъеденную «Вучителеву» спину, а «Костька» поддает жару. Дышать нечем. Кирибаев пробует спрыгнуть на пол, но вмешиваются огромные руки Андрея, которые крепко держат «вучителя»… Очнулся на береговом снегу Тары. Двое раскрасневшихся нагих мужиков ворочают в снегу щуплое «вучителево тело». Как только заметили, что он открыл глаза, сейчас же подхватили и опять в жар. Опять дышать нечем. Снова обморок. Очнулся на этот раз в своей кровати. Около стоят те же два мужика в бараньих тулупах, накинутых на голое тело. Один сует в руки «зингеровскую» кружку. Кирибаев жадно припал, но сейчас же захлебнулся и заперхал. Вонючая жидкость обожгла горло. — Пейте усе, пейте усе, — настаивает Андрей. Учитель делает еще один большой глоток и окончательно отстраняет кружку. Андрей с сожалением смотрит на жидкость в «мирском сосуде» и говорит: — Хана ж первак. Крепка, знать? — Потом разглаживает усы и пробует. Одобрительно крякает и передает остатки попечителю. Тот делает такой же жест и опрокидывает кружку. Кажет на диво ровные белые зубы и ставит пустую кружку на стол. — Отдыхайте ж теперь. Мы пойдем у байню домыться. Кирибаева закрывают горячим еще тулупом, и он быстро засыпает. Спит ровно, спокойно, как не спал уже давно. Проснулся к вечеру. Приступов кашля нет. Зуд тоже исчез бесследно. «Байня» сделала свое дело. Вылечила! Хозяин дома сидит около теплухи, осторожно подсовывает полено. Увидев, что Кирибаев проснулся, приглашает «вечерять». В хозяйской половине за столом сидит вся семья. Кирибаеву подают отдельно все, начиная с солонки. Ужин сытный, мясной. Хлеб плохой. Низенький, как лепешка, и кислый. — Такие у нас хлеба родятся, — объясняет хозяин. После ужина пьют горячую чугу. Делают ее из наростов на осине. Их сушат, толкут и употребляют вместо чая. Цвет похожий, но… горько и вязко во рту. Вскоре после «вечери» начинают подходить женщины-соседки с прялками. Шутливо спрашивают у хозяйских дочерей: — Уси не тыи? Стары та без вусов! — Бежите скорейше резье нацепить, — говорит мать. Обе девицы куда-то исчезают. Приходят нарядные — в бусах, серьгах, с пучками лент в косах. Они ждут «своих мальцов». Набирается немало таких же нарядных подруг. Детвора густо засела в углах и на полатях. Старухи жужжат прялками и тянут под нос какую-то душеспасительную песню о пустыне-дубраве и людях молодейших. Ватагой входят парни. Двое из них с узелками гостинцев для невест. Кривой парень-горбун затренькал на самодельной бандуре. Начались танцы. Танцуют посменно по четыре пары. Парни, приглашая и усаживая девиц, целуют им руки. «Польский обычай», — отмечает для себя Кирибаев. А в песне, которой помогают горбуну-бандуристу, слышится Сибирь и отголосок дикого старообрядческого взгляда на женщину: Из поганого рему, Из горькой восины Чорт бабу городит. В избе стало жарко и душно. «Вучитель» ушел. Вскоре к нему явились все три бергульских «врача» покурить. Пришел с ними еще один — столяр Мотька. Разговор идет о бергульских нравах. В избе, видимо, раскрыли настежь дверь. Слышно, как стучат каблуки. Быстрым темпом ведется песня: Тут бегит собачонка, Ножки тонки, боки звонки, Хвост закорючкой. Зовут вону сучкой.
|