Проверить его обережную силу так сказать, на себе.
Вроде ничего особенного, так, обычная верёвочка, продетая в петельки на джинсах. Висит себе, внимание привлекает…
Если бы не пара случаев. Как-то у меня разболелся живот, а тут еще этот пояс. Сняла и почувствовала, как из меня уходит что-то. И ладно бы плохое, а то ведь то, что с болью боролось, пусть и не очень удачно. У-й-ё-ё-ё! Тут же завязала пояс обратно. Успокоилась.
А однажды я ясно поняла, почему существует несколько способов завязывания пояса и прочувствовала это на себе. Первый способ — перекручивание. Пояс завязывается одним узлом и еще раз конец продевают в получившееся кольцо. Получается узел, который легко растягивается.
Пояс при этом играет роль фильтра, не пропуская неприемлемое для его носителя.
Иду в городе по улице. На голове яркое очелье — собралась на ярмарку. Слышу, как хохотнула бабенка, явно надо мной, но воспринялось это неожиданно легко и прошло как-то по касательной, не задевая.
А в другой раз умаялась за утро, много сил растратила и моральных, и физических. Пришла домой и пояс завязала. Только вот впопыхах на два узла, неподвижно. Как ни старался в этот день меня, квёлую, муж взбодрить, всё без толку. Только к вечеру до меня дошло, что узел наглухо. Распустила, полегчало сразу.
Про плетение поясов еще одна история.
Делая вещь своими руками, вкладываешь в нее себя. И вещь тогда получается живая, добрая и светлая. Все это верно, когда делаешь вещь для себя.
Браный пояс
А вот когда я стала плести пояс на заказ, ощущения изменились. Тут же вспомнилось бабушкино: «Носок тебе вяжу, да нитка путается — вредная ты!» Вот уж действительно! Плетя для разных людей пояса практически одновременно, поняла, какие они разные. Один пояс натягивать пришлось только 3 раза. И плетется он медленно, и распускать приходится часто — сбивается узор. А второй — легко, приятно, радостно, практически без ошибок и повторений. Так быстро я еще никогда не плела.
Да и когда плетение идет, будто не только я плету, будто и тот, кому пояс делаю, участвует.
А еще мне подумалось, что не во вредности тут дело, не обязательно тот человек вредный и противный. Только, будто узор его внутренний спутан, и путается нитка, а я, распуская и плетя по новой, исправляю узор, не только на поясе, но кажется мне, и в жизни.
Задумав статью, вспомнила славянскую образную азбуку. И вот что у меня получилось:
Пояс П — покой, гармония; О — он, нечто самостоятельное; форма, структура; Я — божественная связь; взаимосвязь небесных и земных структур; С — слово, мысль произнесённая; поток; соединительная форма; Покой (гармонию) он вносит в явь, соединяя верх и низ, небесное и земное.
* * *
А теперь обратимся непосредственно к теории плетения.
Технология плетения русских поясов (разработала М.А. Бойко, педагог детской художественной школы, Москва)
Пояса делали, как правило, из разноцветных шерстяных ниток, иногда с добавлением льняных (реже — шелковых). Узоры их были очень разнообразны — от простых продольных или поперечных полосок до скошенных геометрических мотивов, выполнявшихся браным способом (на дощечках-бральницах). Народные пояса делали длинными, концы их украшали пышными кистями, отделывали бисером, стеклярусом, шариками-пушками.
Цвета для пояса подбирали большей частью яркие и контрастные, но народные мастерицы умели при этом избегать излишней пестроты — все многоцветные гаммы подчинялись одному ведущему цвету: красному, оранжево-желтому или другому.
Нарядный красочный пояс служил дополнением к народному костюму, как женскому, так и мужскому. Изготовлялись пояса разными способами.
Плетение «дерганье»
Наиболее простой способ изготовления поясов и тесьмы так называемое «дерганье» — род плетения, применявшийся особенно часто в Рязанской губернии. Способ этот прост и не требует специального оборудования, с этой работой легко справляются дети 7–8 лет.
Прежде чем начать дерганье, нитки нужно подготовить — сделать из них пять петель одинаковой длины с учетом того, что плетение получится раза в полтора короче, чем петли. С одной стороны петли крепко связываем вместе и прикрепляем к какому-нибудь неподвижному предмету: гвоздю, стене, ручке двери и др. Свободные концы петель надеваем на пальцы: три петли на указательный, средний и безымянный одной руки, а две петли — на указательный и средний пальцы другой руки (кисти рук должны быть повернуты ладонями к себе, пальцы слегка согнуты), безымянный палец правой (или левой) руки остается свободным для работы.
|