Тема Здоровье — бесценный дар изучается на первом занятии, поэтому очень важно продумать его форму. Занятие должно быть ярким, захватывающим, интересным. Предпочтительна форма праздника, организованного с помощью родителей и старшеклассников, можно пригласить на занятие Доктора Природу, Доктора Воздуха, Доктора Солнца и Доктора Воду. Их роли с успехом могут сыграть старшеклассники. Костюмы их могут быть произвольными, в зависимости от фантазии учителя и старших учеников. Возможно за образец взять рисунки докторов в пособии. Каждый из докторов приходит поочередно. Это и позволяет разделить занятие на 4—5 этапов. Занятие начинается с краткой беседы о том, что такое здоровье, кто заботиться о здоровье детей. При этом можно опираться на знания, полученные при изучении курса Человек и мир.
Доктор Природа приносит с собой картину, изображающую лес, поле или луг и беседует (кратко!) с ребятами о том, что такое природа — живая и неживая, что детям нравится в природе, практически это сжатое повторение того, что дети узнали на первом занятии блока Природа и человек курса Человек и мир.
Доктор Природа может предложить игру для каждого ряда. Дети должны подойти к столу (доске) и выбрать картинки, изображающие предметы живой природы (1-й ряд), предметы неживой природы (2-й ряд), природные явления (3-й ряд). После небольшого совещания в группах дети выбирают те предметы или явления, которые так или иначе влияют на здоровье. Например, дети выбрали картинку с изображением грозы. Они могут сказать, что гроза опасна для жизни. Учитель или Доктор Природа заслушивает по 3—4 ответа с каждого ряда.
Доктор Солнце закладывает загадки о солнце, читает 1—2 стихотворения, спрашивает, что дети знают о пользе солнечного света Он может ребятам предложить станцевать танец-импровизацию Солнышко (пусть дети выразят в движениях, как они радуются яркому солнышку).
Доктор Вода задает загадки о воде, спрашивает о пользе воды, проводит игру Да — нет.
ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ИГРЫ
• Может ли человек прожить без воды?
• Нужна ли вода растениям?
• Животным?
• Можно ли пить сырую воду из реки?
• А из колодца?
• Можно ли пить морскую воду?
• Полезна ли минеральная вода? и т.д.
На вопросы Доктора Воды дети хором отвечают Да или Нет. Доктор Вода может угостить детей различными напитками; минеральной водой, соками, настоями лекарственных трав, компотами и т.д. (приготовлены с помощью родителей).
Доктор Воздух беседует о том, где воздух чистый, где загрязненный, как нужно заботиться о чистоте воздуха, раздает небольшие подарки, сувениры и новые пособия Природа и здоровье.
Учитель дает детям возможность в течение нескольких минут ознакомиться с пособием, полистать его, рассмотреть картинки.
Затем дети работают по картинкам на с. 3—5. Они рассматривают рисунки, рассказывают, что изображено на них, отвечав ют на вопросы учителя; что дает природа для здоровья чедовё-ка, чем полезны человеку вода, солнце, воздух. Ученики пробуют, кто может, прочитать имена каждого доктора или угадать, где Доктора Вода, Воздух, Солнце и Природа, рассказывают,чему они их будут учить. Далее учитель читает текст, пословицу. Дети отвечают, с чем они согласны, что бы добавили.
Если есть время, можно провести работу по плакату я живу среди природы
В заключение учитель кратко подводит итоги» сообщает, что Доктора Природа, Вода, Солнце и Воздух будут частыми гостями на Уроках Здоровья. Важно еще раз подчеркнуть, что природа и здоровье тесно связаны между собой, что природа — среда нашего обитания, источник восстановления сил и средство духовного развития, что человек может быть здоровым, живя среди здоровой природы.
Занятия по курсу Природа и здоровье, как и все занятия в подготовительном классе, имеют продолжительность 35 минут. Вводное занятие построено в форме праздника, может длится чуть больше — до 45 минут. Важно, чтобы учитель четко продумал содержание каждого этапа, их продолжительность и не превысил необходимого времени.
|