Глубина, говорил Иванов, это соединение дна с поверхностью, а высота — соединение поверхности с вершиной. А если соединить дно с вершиной непосредственно, минуя поверхность? Может, удастся совместить глубину и высоту, чтобы, проникая в самую суть, одновременно возвышаться над этой сутью? Очень бы хотелось. Иванов, однако, высказал мнение, что проникать и возвышаться одновременно нельзя. Либо ты проникаешь, либо возвышаешься. Он у нас умница, Иванов. Знает жизнь не понаслышке, а по первоисточникам. Но когда мы, не удержавшись, рванули вверх, он тоже не стал засиживаться на дне, а почесал впереди всех, только пятки его и видели. По дороге защитился, кандидатом стал. Доцентом. На одно только жалуется: времени не хватает. Все, говорит, собираюсь проникнуть в суть, — а сам чешет вверх, того и гляди совсем пропадет из виду. «Вперед! — надрывается. — Вперед и только вперед!» Прошли мы всю глубину, дошли до поверхности, за которой начинался подъем к вершине. Иванов говорит: так нельзя. Мы же, говорит, голые и мокрые. Надо сначала обсохнуть, одеться, а потом уже набирать высоту. Сам между тем уже заведует кафедрой. Расположился на поверхности, проводит ученый совет. Но когда мы двинулись к вершине, он опять опередил всех, как будто проникновение в суть не его забота. И вот мы на вершине, соединили глубину с высотой. Но такие же, как и были, голые и мокрые. Хотели одеться, но вся одежда осталась внизу. И продовольствие, и всякие культурные блага — все, все осталось внизу. Так и стоим: голые на голой вершине. Иванов говорит: надо возвращаться. Там и одежда, и еда, к тому же ближе к сути, над которой мы слишком возвысились. Первоисточники, говорит, почитаем. Двинули мы назад. Голодные, голые, мокрые. Иванов, правда, на обратном пути защитил еще одну диссертацию. Стал доктором, профессором, деканом целого факультета. «Вперед! — призывает. — Вперед и только вперед!» Как, опять вперед? Мы же уже назад… Пора уже обсохнуть, поесть, припасть к первоисточникам…
|