Луна светила мне прямо в глаза, и все вокруг тонуло в ее таинственном сиянии Я опустился на скамейку и почувствовал страшную усталость.
Я крепился изо всех сил, чтоб не уснуть. И вот я стал свидетелем странного события: академия, которая уже не была прежним высоким красивым зданием, а была вполовину меньше, стала уменьшаться у меня на глазах. То же происходило с парком и окружающей его оградой. У меня помутилось в глазах, зашумело в голове.
Академия беспрерывно уменьшалась. Когда она стала не больше обыкновенного шкафа, из дверей выскочила маленькая человеческая фигурка и приблизилась ко мне. Это был пан Клякса. Такой же маленький, каким я его видел когда-то в стакане. Тем временем небо надо мной опустилось и стало похоже на потолок, а луна превратилась в лампочку.
Стена, окружавшая академию, настолько приблизилась, что я отчетливо различал дверцы, ведущие в соседние сказки. Время бежало быстро, и все вокруг продолжало уменьшаться. Веки мои слипались, меня охватывала дремота. Когда я снова открыл глаза, превращения подходили к концу. Я находился в комнате, освещенной сверху большим шарообразным абажуром.
Академия превратилась в клетку, где сидел погруженный в раздумье Матеуш. Вместо парка я увидел прекрасный зеленый ковер с вытканными на нем деревьями, зарослями кустарника, цветами. Ограда превратилась в книжные полки, а дверцы – в корешки книг с тисненными золотом названиями. Тут были все сказки Андерсена и братьев Гримм, сказки о Щелкунчике, о Рыбаке и Рыбке, сказка про Серого волка, про Белоснежку и Семь гномов и много-много других.
Я сидел на диване, а рядом на полу стоял пан Клякса. Он был ростом с мизинец. Его руки и ноги невозможно было различить, и только лысая головка поблескивала при свете лампы. Я осторожно взял его двумя пальцами и поставил на ладонь.
Едва слышным голоском пан Клякса пропищал: – Прощай, Адась. Пора нам расстаться. Ты славный и добрый мальчик. Желаю тебе удачи в жизни. Кто знает, может быть, мы еще встретимся в какой-нибудь другой сказке. После этого он уменьшился еще вдвое. Он стал меньше сливы, почти как лесной орешек. И вдруг случилось чудо! Существо ростом с орешек перестало быть паном Кляксой и превратилось в пуговицу.
Обыкновенную костяную пуговицу розового цвета. Матеуш, казалось, только этого и ждал. Он выскочил из клетки, сел ко мне на плечо, потом спрыгнул на ладонь, схватил в клюв пуговицу и опустился с ней на пол.
Вы, наверно, уже догадались, что это была пуговица с шапки богдыханов, волшебная пуговица доктора Пай Хи-во, которая должна была превратить Матеуша в принца. А не приходило ли вам раньше в голову, что пан Клякса был той самой пуговицей, которую доктор Пай Хи-во превратил в человека? Что касается меня, то я об этом догадался только после чудесного превращения Матеуша. Он вдруг стал расти. Его крылья превратились в руки, ноги удлинились, вместо клюва появилось человеческое лицо. Матеуш менялся на глазах.
Через несколько секунд он стал выше меня. Прежде чем я сообразил, что произошло, передо мной стоял высокий человек средних лет, с волосами, тронутыми сединой. Я низко поклонился и сказал: – Рад первым поздравить ваше высочество с успешным превращением. Желаю вам поскорей занять трон вашего отца. Я говорил не совсем складно, но ведь у меня не было времени придумать что-нибудь более путное.
Матеуш в облике человека внимательно выслушал меня, потом вдруг от души расхохотался и, погладив меня по лицу, сказал: – Дорогой мальчик! Никакой я не принц. Просто я рассказывал тебе сказку, а ты в нее поверил.
Историю про короля волков я придумал. – Ну, а король? А принц? А доктор Пай Хи-во? – спросил я удивленно. – Сказка остается сказкой, мой мальчик, – ответил он с улыбкой. – Кто же ты такой, Матеуш? И что все это значит? – спросил я, совершенно сбитый с толку. – Я автор книги про пана Кляксу, – ответил человек. – Я написал эту повесть, потому что люблю всякие фантастические истории и сам очень радуюсь, когда пишу их.
С этими словами он взял со стола книгу, закрыл ее и поставил на полку рядом с другими. На корешке книги я увидел надпись: Академия пана Кляксы.
|