Хорошая или плохая привычка – понятно сразу. А кто эту привычку ребенку привил? У родителей обычно свой ответ на такой вопрос. Со своей субъективной стороны они всегда считают так: хорошую привычку взрастили дома, а плохая появилась непременно извне – с улицы, из школы, от друзей, из телевизора и так далее.
Что лежит в основе.
Вначале нужно разобраться – надо ли боятся плохой привычки? Исходя из теории любая привычка – следствие потребности человека. И если потребность не удовлетворяется одним способом (привычка, которую родители хотят искоренить), то ищутся другие способы для удовлетворения этой потребности. Следственно, наказания и увещевания здесь не будут иметь эффективность.
Деление на хорошие и плохие привычки можно считать довольно условным, зачастую взрослые считают вредной привычку, которая не по душе им самим. Будучи снисходительными к себе, они могут прощать разные «странности» друг другу, но к детям проявляют чрезмерную порой строгость и требовательность.
Проявится привычка у ребенка или нет – целиком и полностью зависит от условий, в которых он живет и воспитывается. В семье, где с раннего детства малышу объясняют, что есть хорошо, а что – плохо, прививаются высокие моральные ценности, нет опасений для формирования плохих привычек. Очень важен при этом пример взрослых. Слово никогда не должно расходиться с делом.
Есть несколько плохих привычек, от которых «страдают» родители детей чаще всего.
Ложь.
Очень распространен случай, когда школьник обманывает учителей, говоря, что не может выполнять домашние задания по причине проблем (конфликтов) в семье. Когда это выясняется, в неловкой ситуации прежде всего оказываются мамы и папы. Чтобы этого избежать, прежде всего, надо быть исключительно ответственными самим. Не откладывать дела и обязанности по причине мнимой болезни или занятости.
Ябеда.
Первая дружба, первые отношения с коллективом у человека складываются в начальной школе. И именно здесь часто появляются ябеды. В большинстве случаев, ребенок, которому не хватает внимания и поощрений, пытается их получить таким способом, привлечь к себе внимание. Выставляя других в дурном свете, школьник пытается выглядеть лучше на фоне других. Это обязательно нужно пресекать. Объяснять, что так делать плохо и недостойно – обязанность родителей. Совместное времяпровождение, внимание родителей и близких хорошо помогают в этой ситуации.
Воровство.
Порой ребенок не знает, что игрушки и другие вещи бывают «чужими». В таком случае бывает достаточно одной разъяснительной беседы. А вот периодическое мелкое воровство школьников – более серьезный проступок. Подобные случаи обычно происходят с детьми из неблагополучных семей. Не чувствуя заботы, любви и ласки, ребенок всегда будет стараться обратить на себя внимание. Даже таким неблаговидным способом. Обделенные дети привлекают к себе внимание поступками, влекущими эмоциональную встряску – скандал, наказание. Эту ситуацию нужно решать комплексно:
объяснить понятие «чужого» и «своего»;
вести обсуждение произошедшего не публично, не вовлекая в процесс одноклассников и других учителей;
беречь репутацию ребенка;
не делать прогнозов, не ставить клеймо;
больше проводить времени вместе;
искать «общие точки» (совместные интересы, занятия, походы);
Курение.
Повсеместно распространенное явление – курение подростками среднего школьного звена. Негативные примеры окружают детей в обществе. И такие приемы, как наказания, ограничение свобод, часто бывают подростку, как они говорят: «по барабану». Единственный верный метод – собственный пример и пример значимых личностей. Можно предложить ребенку прочитать статьи в интернете о негативном отношении знаменитых людей к табаку и алкоголю.
Не стоит обвинять школу и общество в закладывании у ребенка дурных привычек. Если ребенок уверен в поддержке и любви родителей, в том, что есть дом, где выслушают и поймут, то бояться нечего. Бережное отношение, внимание и любовь семьи – основа формирования здоровой личности.