Занимаясь ответственным воспитанием, родители продолжают учиться, поскольку учение предполагает активные действия. Чтение книг и совершенствование навыков коммуникации отразятся как на построении взаимоотношений с ребенком, так и на формировании положительного образа взрослых в его сознании. Следует учитывать, что для детей большинство абстрактных понятий долгое время остается лишенным конкретики. Они могут не понять, чего от них требуют, не из вредности и желания вступить в конфронтацию, а потому что им не ясно содержание некоторых слов.
При общении с ребенком постоянно делается акцент на элементах предметного мира, которые можно показать, потрогать, описать незатейливыми фразами. Дети быстрее запоминают названия и предназначения именно конкретных вещей или обозримых явлений и испытывают трудности при усвоении терминов, названий явлений эмоциональной и морально-этической сфер. При объяснении взрослые должны отталкиваться от простого, чтобы преподнести сложное, опираться на конкретные примеры, чтобы охарактеризовать смысловую абстракцию.
Мимика и жесты придают форму эмоциям. Чтобы смысловой ряд был полным, нужно демонстрировать детям мимические проявления, жестикулировать, объяснять, с чем они связаны, а также сравнивать со значением таких же движений лица и тела у представителей других народов мира. Основную часть эмоциональных проявлений ребенок усваивает успешно, как и учится говорить. Если у него возникнут вопросы насчет неприличных жестов и вульгарной мимики, примеры которых он где-либо увидел (в школе, по телевизору, в толпе), не следует ругать и запрещать. Достаточно дать разъяснения и сделать разграничение между тем, что можно делать и показывать на публике, а что не желательно.
Цветовые ассоциации играют важную роль в развитии образного мышления. Ребенок в силах запомнить цвета и их названия, а соотношение цвета, образа и звука изучалось поэтами-символистами в ходе их творческих экспериментов. Такой вид сравнения применим при изучении цифр и букв, при создании тематических полей.
Например, если попросить ребенка назвать то, что похоже на красный цвет, он, вполне вероятно, назовет огонь, букву «А», цифру «1», солнце, сердце, любовь. Цветовое восприятие мира индивидуально и не терпит унификации, что и делает такой подход к обучению детей эффективным.
Придание понятиям формы в виде лица знакомого человека, или геометрической фигуры, или явления природы помогает ребенку проникнуть в суть понятия, пропустить его через себя и усвоить его смысловую наполненность. Грусть похожа на листопад, она серого цвета и отражается на лице жалостливым выражением, а радость может быть окрашена в желтый или розовый, сопровождается улыбкой или смехом, по значению схожа с рассветом или прояснением неба после затяжного дождя.
Познание ребенком мира начинается с первого зрительного образа, слова, впечатления. Внимание родителей к процессу установления смысловых связей между словами, предметами и явлениями поможет ребенку в будущем, облегчая усвоение знаний, развивая память и мышление, способствуя естественной любознательности и склонности к принятию нестандартных решений.
|